История

Строительство воздушных линий электропередачи ведется уже более 100 лет. Все эти годы к онструкции опор непрерывно совершенствовались. Каждый этап развития электроэнергетики выдвигает свои требования к электросетевому строительству в целом и к конструкции опор в частности.

многогранные опорыНа первом этапе линии электропередачи строились на деревянных опорах.
Массовое строительство ЛЭП на деревянных опорах начинается с конца ХIХ века. Связано это с электрификацией промышленности. Основная задача, которая решалась на этом этапе — связь электростанций с промышленными районами. Напряжения были небольшими, как правило до 35 кВ, задачи объединения в сети пока не было. В этих условиях задачи этапа решались с помощью деревянных одностоечных и П-образных опор. Доступный и дешевый материал удовлетворял требованиям этого этапа.

На втором этапе, по мере увеличения напряжения, у тяжеления провода осуществился переход на металлические опоры (МРО).

В России первая линия на металлических опорах появилась в 1925 году — двухцепная ВЛ 110 кВ Шатура — Москва. С этого времени начинается новый этап развития электроэнергетики. Он характеризуется строительством крупных объектов генерации (Днепрогэс, Сталинградская ГРЭС и т.д.), повышением напряжений до 154 кВ (Днепрогэс — Донбасс), 220 кВ (Нижне-Свирская ГЭС — Ленинград) и выше. Возникают объединенные энергосистемы крупных регионов, строятся межрегиональные ЛЭП сверхвысоких напряжений. Задачи этого этапа развития не могли быть решены на основе деревянных опор. Начинается массовое строительство ЛЭП на металлических решетчатых опорах. Конструкции опор непрерывно совершенствовались, ряд типовых опор расширялся, был осуществлен массовый переход на опоры с болтовым соединением. Проведенная в конце 60-х годов унификация металлических опор фактически определила множество конструкций опор применяемых до настоящего времени. Деревянные опоры в этот период так же используются, но их область ограничивается обычно напряжениями до 35 кВ.

Третий этап (с к онца 50-х годов) связан с резким ростом объемов электросетевого строительства.
Каждое пятилетие протяженность ВЛ удваивалась. Ежегодно строилось более 30 тыс. км новых ЛЭП напряжением 35 кВ и выше. Обеспечить такие темпы строительства удалось благодаря массовому использованию железобетонных опор (ЖБО) с преднапряженными стойками. За 10 лет (1961-1970 гг.) было построено 130 тыс. км линий электропередачи на железобетонных стойках. К 70-м годам прошлого века сформировались основные типы металлических решетчатых и железобетонных опор, которые практически не менялись последние 40 лет.

Таким образом, можно у тверждать, что до 2005 года все массовое сетевое строительство велось опираясь на научную и технологическую базу 60-70-х годов.

Мировая практика сетевого строительства мало чем отличалась от отечественной до середины 60-х годов. О днако последние десятилетия (на третьем этапе) положение существенно изменилось. На западе не получил такого распространения железобетон. Там пошли по пути строительства линий на многогранных опорах, которые удачно сочетают в себе преимущества деревянных, бетонных и решетчатых конструкций.

В 1957 году в США был построен восьмикилометровый опытный участок линии электропередачи 115 кВ с применением стальных оцинкованных конических опор. Таким образом, мировой опыт использования СМО при строительстве ЛЭП насчитывает уже 50 лет.

Сегодня в мире основная часть электрических сетей строится именно на многогранных опорах. Они используются как в распределительных сетях, так и в сетях высокого напряжения, в качестве промежуточных и анкерных опор, а также сложных опор для переходов рек, строительства ЛЭП в городах и т.п.

Наши партнеры: